| 17 сентября 2013 | Медицина

Ученые выяснили, как стереть из мозга плохие воспоминания, связанные с определенными событиями или привычками

Стирание воспоминаний


У каждого из нас имеются плохие воспоминания, связанные с теми или иными событиями или вредными привычками. Что если в будущем можно будет пойти в специализированную клинику, как это сделали герои фильма "Вечное сияние чистого разума /Eternal Sunshine of the Spotless Mind", и стереть все эти воспоминания? Звучит все это, конечно, совершенно фантастически, но ученым из Научно-исследовательского института Скриппса (Scripps Research Institute) уже удалось проделать нечто подобное, по крайней мере, с подопытными грызунами.

Работа памяти и все с ней связанное привлекают внимание ученых уже очень давно. Исследователи уже научились с помощью различных препаратов подавлять страх и воспоминания о нем, внедрять ложные воспоминания и делать еще кое-какие "трюки" с памятью. Теперь они разработали методику, позволяющую полностью стереть воспоминания, связанные с различными вредными привычками, к примеру с курением, алкоголизмом и наркоманией. Помогло им в этом то, что все такие воспоминания связаны с определенным мощным стимулами, раздражителями и воздействием извне, с эффектами, возникающими вследствие наркотической зависимости, с эйфорией и привычкой вдыхать табачный дым.

В качестве подопытных ученые использовали группу грызунов, которым искусственно привили склонность к воздействию спирта, говоря проще, сделали их заядлыми алкоголиками. Зная тот факт, что в формировании воспоминаний основную функцию выполняет реакция, в которой задействован белок актин (actin), создающий цепочки из специальных молекул, ученые химическим методом выборочно заблокировали некоторые из функций этого белка. Совместив воздействие созданного ими препарата с моментами, когда грызуны находились под воздействием алкоголя, ученым удалось стереть ассоциацию ощущений с определенными воспоминаниями. И это привело к тому, что грызуны попросту забыли о своей алкогольной зависимости в то время, как другие их воспоминания остались незатронутыми.

Конечно, это еще не совсем тоже самое, что пойти в клинику и стереть воспоминания о бывшей подруге или о каких-нибудь ужасающих событиях. Но, несомненно, в будущем результаты таких исследований могут стать неоценимой помощью людям, которые страдают от наркомании, алкоголизма и других вредных привычек. И с этой точки зрения, в любом случае, игра стоит свеч.




Ключевые слова:
Мозг, Память, Воспоминания, Стирание, Воздействие, Зависимость, Привычка, Наркомания, Алкоголизм, Курение

Первоисточник

Другие новости по теме:
  • Технологии оптогенетики заставляют мозг забыть о наркотической зависимости
  • Ученые нашли способ удаления из мозга воспоминаний о наркозависимости
  • Машины-монстры: Молекулы, которые могут стирать и восстанавливать Вашу памя ...
  • Ученые научились стирать из памяти травмирующие воспоминания.
  • Ученые, используя световые вспышки, внедряют в мозг ложные воспоминания.




  • 17 сентября 2013 10:17
    #1 Написал: HeavyGait

    Публикаций: 3
    Комментариев: 530
    грызуны попросту забыли о своей алкогольной зависимости

    Мыши забыли, что они алкоголики и стали бухать просто так, не угнетая "сознание" фактом того, что они - алкаши. wink
    Думаю, за такую "опцию" можно неплохую денюжку с клиента поиметь.
    Только вот результат не известен. Зависимость - то, скорее всего, физическая - клетки организма требуют некогда полученных ими веществ, вызывающих определённое состояние. Если бы, к примеру, курение было "привычкой вдыхать дым" lol , а не потребностью организма в никотине, то и проблем никаких бы не было - сиди себе у костерка и вдыхай.


    --------------------
        
    17 сентября 2013 10:38
    #2 Написал: Macsi21

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    вы немного неправы потому как любая зависимость разделяется на две составляющие: физиологическая и психологическая.
    Когда у алкаша дрожат руки это физиологическая.
    А когда выходишь от начальника и достаешь сигарету это психологическая.
    У разных видов зависимостей сила той или иной составляющей разная это во первых.
    А во вторых когда наркоман в ломке просит дозу и знает что ему станет хорошо а после реабилитации снова начинает потому что помнит кайф. Вот это то и можно стереть тем самым помогая человеку справится с проблемой не прибегая к "услугам" силы воли.
        
    17 сентября 2013 11:55
    #3 Написал: HeavyGait

    Публикаций: 3
    Комментариев: 530
    Цитата: Macsi21
    А когда выходишь от начальника и достаешь сигарету это психологическая.

    Вы почитайте о воздействии никотина на нервную систему - это воздействие вовсе не психологическое (читаем про никотиновый ацетилхолиновый рецептор). Это Вы сами придумываете объяснение происходящим химическим процессам, тем самым создавая психологическое обоснование для курения. И если стереть память о том, что покурить - это "приятно" ???? no , то потребность в никотине из сигарет никуда не денется и человек будет ощущать дискомфорт. Единственный плюс Я вижу в том, что будет потеряна прямая ассоциация с сигаретами.

    Цитата: Macsi21
    А во вторых когда наркоман в ломке просит дозу и знает что ему станет хорошо а после реабилитации снова начинает потому что помнит кайф

    Тоже довольно спорный момент. Наркоманами становятся не от того, что "помнят кайф", а от химической зависимости. И наркоман точно так же, как знает о кайфе, знает и о том, что будет хреново, если не принять дозу. И не известно, что сильнее - желание кайфа или нежелание мучений, а выбора уже нет. И я очень сомневаюсь, что стирание памяти избавит от ломки - она ведь не психологическая.
    В общем, будет как и сейчас - избавиться от зависимости сможет лишь тот, кто осознанно хочет этого избавления.
    Вот, может быть, от игровой зависимости это поможет, от привычки писать в "твиттере" по пятьсот сообщений в день и прочей лабудени, которой нормальные люди и так не страдают.


    --------------------
        
    18 сентября 2013 13:37
    #4 Написал: Macsi21

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Цитата: HeavyGait
    Это Вы сами придумываете объяснение происходящим химическим процессам, тем самым создавая психологическое обоснование для курения.


    Если копнуть еще глубже то все поведение человеко основано на химии (страх,любовь, желание и т.д.)
    а хотеть то не знаю что это гораздо легче чем знать что ты хочешь но нельзя...)

    Цитата: HeavyGait
    И я очень сомневаюсь, что стирание памяти избавит от ломки - она ведь не психологическая.


    Читай внимательней я писал о наркомане прошедшем реабилитацию а это значит что его уже не ламает. Просто он хочет кайфа о котором он успешно забудет.
        
    18 сентября 2013 15:55
    #5 Написал: easy

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    У меня есть такая привычка,видеть в каждом новом изобретении оружие.Это не исключение. what
    Будет неловко,если эта разработка попадет не в те руки.
        
    18 сентября 2013 17:23
    #6 Написал: HeavyGait

    Публикаций: 3
    Комментариев: 530
    Цитата: Macsi21
    Читай внимательней я писал о наркомане прошедшем реабилитацию а это значит что его уже не ламает


    Начнём с главного :
    Совместив воздействие созданного ими препарата с моментами, когда грызуны находились под воздействием алкоголя,

    О какой реабилитации идёт речь, если они под наркотой? Речь идёт о блокировании возможности установления устойчивой ассоциации в момент приёма ПАВ. Вот после этого, наверное, уже реабилитация.
    Ты, лучше, сам почитай о механизме воздействия ПАВ (психоактивные вещества) на нервную систему, о физиологических изменениях, происходящих в нейронах и вообще, о механизме возникновения химзависимости.
    Да, реабилитация - это снятие абстинентного синдрома и нарка не ломает. Но реабилитация длится до нескольких месяцев, после чего наступает постабстинентный синдром, длящийся несколько лет, во время которого зависимость никуда не исчезает. Стирание памяти о кайфе не уменьшит количество дофаминовых рецепторов в нейронах мозга, котрые и будут сигнализировать о необходимости подачи ПАВ. Структура нервной системы придёт в норму через много лет, но есть мнение в медицинских кругах, что процесс необратим и такого же состояния ЦНС, как до наркозависимости не будет никогда.
    Таким образом, чтобы стирание памяти помогло, нужно разрушить синаптические связи, чтобы уменьшить количество рецепторов. Но разрушение синапсов - это болезнь Альцгеймера и прочие неприятности. А о возможности выборочного разрушения синапсов, отвечающих только за "память о кайфе", пока ничего не известно.

    Цитата: Macsi21
    а хотеть то не знаю что это гораздо легче чем знать что ты хочешь но нельзя


    Я так и сказал - " потеря прямой ассоциации". В этом я согласен. Не согласен с тем, что это приведёт к избавлению от химзависимости. Про психологическую сторону вопроса тоже писал, что, скорее всего, поможет, если заранее таблеточку принять, до получения острых ощущений.

    Цитата: easy
    Будет неловко,если эта разработка попадет не в те руки.


    Об этом никто не вспомнит. wink


    --------------------
        
    19 сентября 2013 16:26
    #7 Написал: gendalf

    Публикаций: 0
    Комментариев: 625
    HeavyGait, имхо наркоманами становятся либо от очень хорошей либо от очень хреновой жизни (если, конечно, человек не идиот просто), тут одними воспоминаниями проблему не решить - всю жизнь стирать - глупо
        
    19 сентября 2013 19:05
    #8 Написал: HeavyGait

    Публикаций: 3
    Комментариев: 530
    Цитата: gendalf
    имхо наркоманами становятся либо от очень хорошей либо от очень хреновой жизни (если, конечно, человек не идиот просто


    Это конечно да, просто Я говорю о уже свершившемся факте, а не о причинах, приведших человека к употреблению наркоты. Ведь просто сама по себе хреновая/хорошая жизнь не вызывает физиологической зависимости от ПАВ.

    Цитата: gendalf
    тут одними воспоминаниями проблему не решить - всю жизнь стирать - глупо


    Ну так и Я о том же. На наличие зависимости не влияет, помнит ли о ней больной или не помнит. А о разрушении синапсов - Я и хотел показать, что это глупо.


    --------------------
        
    21 сентября 2013 20:19
    #9 Написал: Игорек М.

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Ничего не выйдет! Одно дело искусственно привить мышам, другое дело, когда человек сам "докатился" до этого, стерев ему память, это обречь того же человека повторить тот же путь. С вредными привычками, дело намного сложнее чем кажется и вовсе с памятью не связанно, вернее, проблему таким образом не решить.
        
    10 апреля 2017 16:35
    #10 Написал: narkomanii-izhevsk

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    естественно сама идея замечательно, но вот есть один момент-человек употребляет все психоактивные вещества, чтобы хоть как то изменить свою реальность, им физически не хватает гормона радости и если его он не получает из вне, то будет это чувствовать, а стерев воспоминаня ощущения что чего то недостает останется, именно поэтому как ни крути, но единственное что поможет, например, наркозависимым это длительная работа с психологом и лечение в реабилитационном центре.
        

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.