Создана система искусственного интеллекта, позволяющая героям компьютерных игр жить своей собственной жизнью
Наши читатели, даже если не играли сами, то, наверняка слышали о популярной компьютерной игре-платформере под названием "Super Mario Bros", которая сначала появилась на игровой приставке Nintendo, но быстро завоевала популярность и была перенесена на множество других платформ. Опытные геймеры, отточившие до автоматизма свое мастерство, способны пройти уровни из стандартного набора, затратив на это всего 5 минут, а менее искушенным игрокам приходится постараться, проводя неутомимого Марио сквозь лабиринты, трубы, преодолевая препятствия и собирая по пути монетки и другие бонусы. Но представьте себе, что может получиться, если вдруг Марио, главный герой игры, обретет возможность жить своей собственной жизнью, изучать окружающее его виртуальное пространство и по мере накопления опыта проходить уровни игры самостоятельно без участия в этом деле человека-игрока?
Именно возможностью жить своей жизнью наделила персонажа игры группа исследователей из Тюбингенского университета (University of Tubingen), Германия, создав самообучающуюся систему искусственного интеллекта, управляющего действиями персонажа. Разработка системы была выполнена в рамках проекта "An Adaptive Learning AI Approach for Generating a Living and Conversing Mario Agent", цель которого заключается в попытке победы в соревновании, проводимом Международной ассоциацией по развитию искусственного интеллекта (Association for the Advancement of Artificial Intelligence, AAAI). Видео, демонстрирующее работу системы искусственного интеллекта, было загружено на сервис YouTube, где каждый может проголосовать в пользу разработчиков, а количество собранных голосов определит победителя соревнования в номинации "People's Choice".
Система искусственного интеллекта наделяет главного героя способностью познания окружающего его виртуального игрового мира. По мере накопления собственных знаний и опыта, Марио становится способным принимать свои собственные решения и выполнять действия, побуждениями к которым служат чисто человеческие чувства, такие, как голод, любопытство, страх и радость. Естественно, в самом начале главному герою должна быть оказана некоторая помощь через голосовые команды, подаваемые человеком.
Обретя некоторый первоначальный опыт и навыки, Марио начинает самостоятельно изучать окружающий мир. Путем проб и ошибок он узнает, как преодолевать некоторые виды препятствий, какие из препятствий являются для него "смертельными" и т.п. "Проголодавшись", Марио начинает собирать монетки, а проявив чрезмерное любопытство, он начинает самостоятельно изучать те элементы окружающей среды, которые, по его мнению, изучены еще недостаточно.
Конечно, возможностей системы искусственного интеллекта еще недостаточно для того, чтобы провести Марио через лабиринт уровней за пять минут времени. Но, это и не является конечной целью разработчиков системы, их целью является разработка принципов построения систем, искусственный интеллект которых позволит создавать самоорганизовывающиеся и самопрограммируемые группы роботов, способных обучаться в процессе их функционирования, технологии управления автомобилями-роботами, которые смогут принимать свои собственные решения в экстренных ситуациях, и многое другое, которое пока еще требует участия человека в их работе.