OpenWorm - первое виртуальное существо, которое скоро начнет жить в недрах вычислительных систем
В последнее время мы достаточно часто слышим о различных проектах, в рамках которых ведутся работы по созданию сложнейших математических моделей различных органов, частей живых организмов и человека, ни одна из этих моделей не является моделью организма в целом, способного жить виртуальной "жизнью" внутри вычислительной системы. Но в скором будущем эта ситуация изменится благодаря тому, что проект с открытым кодом OpenWorm, начатый Стивеном Ларсоном (Stephen Larson) в 2011, приближается к своему завершающему пункту. А целью этого проекта является "создание первого в мире виртуального организма, способного жить в компьютере".
Ученые-биологи, работающие в рамках проекта OpenWorm, описали, отсортировали, определили функции и расположения каждой из 959 клеток, из которых состоит прозрачное тело круглого червя C. elegans, длиной всего в один миллиметр. Теперь группа биологов, нейробиологов и программистов, используя эти данные, пытаются вдохнуть виртуальную "жизнь" в математическую модель червя.
В настоящее время уже доступно специализированное приложение для iPhone, которое стоит около двух долларов, с помощью которого любой желающий сможет увидеть и изучить строение тела червя C. Elegans. "Используя наше приложение, вы можете снимать с тела червя слой за слоем, изучать его клетки и внутренне строение, вращая изображение в трехмерном пространстве" - рассказывает Стивен Ларсон.
Внутри тела червя можно увидеть 302 нейрона из которых состоит его нервная система, с помощью которой червь может двигаться в поисках пищи, питаться и совершать другие действия. Нервные клетки показаны точками, а волокнистые нервные связи между нейронами представлены линиями сетки нервной системы.
Сейчас группа делает заключительные штрихи математического описания пяти групп мышечных клеток, которые в ближайшее время заставят модель червя двигаться в виртуальном пространстве. И в конце концов будет создана полная математическая модель червя C. Elegans, которая будет являться почти точной биологической копией реального червя, копируя все процессы, начиная от химических взаимодействий между клетками нервной системы и заканчивая извивающимися движениями тела виртуального червя.
Для создания полной математической модели были приглашены ученые со всего мира, занимающиеся изучением червей. "Наша система является платформой, куда все исследователи могут загрузить все имеющиеся свои знания и опыт. А результатами этого в будущем смогут воспользоваться все желающие" - заявил Стивен Ларсон.