Лауреатами Нобелевской премии этого года в области физики стал француз Серж Харош (Serge Haroche) и американец Дэвид Джей Вайнлэнд (David J. Wineland). Оба лауреата получили премию за весьма схожие работы в области квантовой механики и квантовой оптики. Исследователи, независимо друг от друга, разработали два метода измерения и манипуляции квантовыми частицами, сохраняя в неприкосновенности их квантовое состояние. Следует отметить, что реализация подобных методов ранее считалась невозможной.
Одиночные частицы, используемые в качестве квантовых битов, кубитов, не так уж легко изолировать от воздействия окружающей среды. А, развивая область квантовых вычислений, делать это просто необходимо, ибо при любом взаимодействии с окружающей средой частица теряет свои квантовые свойства и состояние. Это означает, что множество таинственных явлений, обусловленных законами квантовой физики, не могут наблюдаться напрямую, заставляя ученых оперировать только результатами теоретических экспериментов и компьютерного моделирования.
Методы неразрушающего чтения квантового состояния, разработанные парой лауреатов, позволят измерять и изучать большинство вышеупомянутых явлений, включая квантовую запутанность и декогерентность, не затрагивая квантово-механические состояния исследуемых частиц и систем.
Несмотря на то, что оба подхода реализуют по сути одно и тоже, они реализуют это совершенно противоположными путями. Метод Дэвида Вайнлэнда работает с атомами вещества, пойманными в электрической ловушке. Управление этими атомами, точнее ионами, а так же изменение их квантового состояния осуществляется с помощью фотонов света. В это время метод Сержа Хароша делает совсем обратное, с его помощью осуществляется управление квантовым состоянием пойманных в ловушку фотонов света, а в качестве управляющего воздействия выступают ионы, которые посылаются через фотонную ловушку.
"Оба лауреата работают в области квантовой оптики, квантовой механики и изучают фундаментальные взаимодействия света и материи. Их инновационные методы позволят сделать самые первые шаги к созданию высокопроизводительного компьютера совершенно нового типа, работающего исключительно на принципах квантовой механики" - пишут представители Нобелевского комитета. - "Вполне возможно, что квантовые компьютеры изменят нашу жизнь в этом столетии точно так, как это сделали классические компьютеры в прошлом столетии".