В основе новой функции системы искусственного интеллекта суперкомпьютера Watson лежит возможность выбрать из миллионов статей Википедии и из других релевантных источников информацию, имеющую отношение к теме дебатов. В результате тщательного анализа суперкомпьютер собирает все факты, выбирает мнения за и против, производит самостоятельный анализ собранной информации и делает выводы, предоставляя все это понятным естественным языком.
В качестве демонстрационного примера работы функции "Debater" разработчики выбрали тему ограничения доступа к жестоким компьютерным играм для детей младшего возраста. Результаты этой демонстрация были представлены на конференции Milken Institute Global Conference, которая проходила 30 апреля 2014 года. На приведенном ниже видеоролике этот момент начинается с отметки 45 минут и 25 секунд.
Суперкомпьютеру Watson потребовалось меньше минуты для анализа 4 миллионов статей Википедии из которых были отобраны около 3000 статей, так или иначе касающихся текущей темы дебатов. В результате анализа собранных данных суперкомпьютер пришел к выводу, что жестокие игры могут послужить причиной жестокого поведения у подростков. Тем не менее, он не нашел данных о взаимосвязи между компьютерными играми и уровнем реальной агрессии, проявляемой у подростков, что кардинально противоречит результатам социологических исследований, проведенных некоторыми организациями.
Следует отметить, что к столь неожиданным выводам суперкомпьютер пришел из-за отсутствия у него предвзятой точки зрения, связанной с системой моральных ценностей человечества. Он просто констатировал собранные им факты, приводя аргументы и за и против тематики дебатов.
"Все вышесказанное говорит о том, что на мнение суперкомпьютера можно безоговорочно полагаться лишь строго в определенных областях. В других областях, связанных с моралью, общепринятыми нормами и другими сторонами человеческого социума, суперкомпьютер должен работать в тесной связке с людьми-экспертами" - подвел итог Джон Келли III.