Археологический процесс является делом очень трудоемким и кропотливым, особенно после того, как сняты верхние пласты грунта. Составляется подробная карта мест раскопок, найденные экспонаты тщательнейшим образом каталогизируются, что бы потом без труда можно было узнать в каком именно месте какой из экспонатов был найден. Для упрощения этого процесса, да и для перевода процесса археологических раскопок на новый высокотехнологичный уровень, ученые-археологи собираются использовать модифицированный игровой контролер Microsoft Kinect в качестве трехмерного сканера. Первым местом, где на практике будет использована новая технология, будут раскопки, проводимые в настоящее время в Иордании.
Конечно, для проведения трехмерного сканирования окружающей среды существуют специально предназначенные системы, такие, как лазерная сканирующая система LIDAR. Но такие системы, как правило, достаточно сложны и дороги, поэтому выбор ученых пал на относительно недорогой контроллер Microsoft Kinect. После некоторой доработки самого контроллера и разработки специализированного программного обеспечения станет возможным производить трехмерную съемку мест раскопок с качеством, не намного худшим, чем обеспечивают более сложные и дорогие системы. А воспользоваться результатами работы новой технологии впоследствии сможет каждый желающий, совершив тур по виртуальному месту раскопок.
Пока работа системы в целом основана на использовании только одной камеры контроллера, поэтому она может работать только в замкнутом помещении. Программисты из Калифорнийского университета в Сан-Диего сейчас работают над подключением к системе еще одной камеры контроллера, что должно позволить системе работать на открытом пространстве.
Модернизированный контроллер получил название ArKinect, с его помощью археологи смогут создавать трехмерные модели мест раскопок и найденных экспонатов древности. В распоряжении ученых университета есть среда виртуальной реальности StarCAVE, которая оснащена 16 панелями и обеспечивает круговой обзор. Так же, оборудование StarCAVE позволяет пользователю взаимодействовать в объектами виртуальной реальности, что можно использовать для детального изучения найденных предметов старины, определения их художественной ценности и многого тому подобного.
Использование системы трехмерного сканирования и системы виртуальной реальности в режиме реального времени может позволить некоторым экспертам удаленно "поучаствовать" в процессе раскопок, виртуально проводя необходимые операции руками специалистов, находящихся на месте раскопок. Но помимо археологических раскопок у подобной технологии имеется масса других применений, к примеру, в местах техногенных аварий и природных катастроф.