Программа противоракетного лазера воздушного базирования ABL (Airborne Laser Test Bed), которая реализовывалась компанией Boeing по заказу американских военных, имеет долгую и запутанную историю. Несмотря на некоторые
положительные достижения, в связи с
серией технических неудач и значительного перерасхода бюджетных средств программа ABL была свернута. Но сейчас Агентство по противоракетной обороне (Missile Defense Agency) приняло решение пересмотреть свое предыдущее решение и возобновить дальнейшие работы в рамках программы ABL. А связано это с потенциальной угрозой в лице баллистических ракет Северной Кореи, не очень удачные испытания которых были произведены в последнее время.
Программа ABL была свернута на том этапе, когда ее можно было рассматривать как большую научно-исследовательскую работу. До того момента, когда лазеры ABL смогут быть развернуты и будут в состоянии поражать цели, исследователям и инженерам предстоит еще проделать огромное количество работы и потратить на это миллиарды долларов.
В настоящий момент лазеры ABL имеют весьма малую дальность действия, они очень плохо функционируют в условиях плохой погоды. На борту специального самолета Boeing 747 находится достаточно большое количество нескольких видов чрезвычайно токсичных химических веществ, что является само по себе потенциальной опасностью. Сам самолет с лазерной установкой стоит 1.5 миллиарда долларов, а час его нахождения в воздухе в дежурном режиме обходится в 100 тысяч долларов.
Так чем же вызван интерес американских военных и правительства к закрытой дорогостоящей программе ABL? Ведь испытания северокорейской баллистической ракеты закончились неудачей спустя секунды после ее старта. Значительная часть в американском правительстве считает, что незачем противостоять угрозе, которой не существует, ведь Северная Корея еще не в состоянии запустить баллистическую ракету.
Но есть члены американского правительства, которые предполагают, что неудача Северной Кореи стала результатом успешных испытаний лазерной бортовой установки. А это звучит настолько невероятно, что вполне может оказаться истиной.